Письмо о гибели королевства венгров
Уникальным памятником является «Письмо о гибели королевства венгров» Дьердя Сереми (ок. 1490—ок. 1550), придворного капеллана Лайоша II, а затем — трансильванского князя Яноша Запольяи. Он довольно подробно описал события 1484— 1543 гг. (SzE) п. Дьердь Сереми — представитель низшего духовенства, латынь его сильно вульгаризирована. В его сочинении ценны наблюдения над жизнью королевского двора, а также изложение множества слухов (иногда невероятных), ходивших в то время в народе.
К труду Дьердя Сереми близка по своему характеру анонимная хроника на венгерском языке, запечатлевшая события 1504— 1566 гг. и сохранившаяся в бумагах Антала Веранчича (iMemo — ria). Здесь также события оцениваются человеком, близким к народу. В отличие от этого анонима Конрад Шперфогель, оставивший записи дневникового характера о 1516—1537 гг. (Sperf.),— представитель городского патрициата: он член совета и судья городе Лече. Последовательное изложение событий конца XV — первой четверти XVI в. на основе известий, полученных от их очевидцев, содержится в сочинениях историков, писавших в XVI в.
Интересные заметки о состоянии экономики и социальном строе Венгрии после 1515 г. составил в 1563 г. Иоанн Турнш — вамб (Дерншвам), главный управляющий венгерскими предприятиями Фуггеров (Thurn).
Придворный историк трансильванского князя Иштвана Бато — ри Янош Михай Брут (1517—1592), венецианец по происхождению, написал после 1574 г. как продолжение труда Антонио Бонфини, историю Венгрии в 1490—1552 г. (В, I—III). Наряду с более ранними историческими сочинениями Брут использовал документы княжеского архива. Перу габсбургского историка Яноша Жамбоки (Самбукуса) (1531—1584) принадлежат описания событий конца 15 — первой четверти 16 в., изданные им в качестве продолжений трудов Антонио Бонфини (BR, р. 751—756) и Петра Ранзано (Samb., HHFD, IV, р. 276-284). С 1490 г. излагает историю Венгрии габсбургский историк и политический деятель Миклош Иштванфи (1538—1615). Наряду с письменными пямятниками, по его собственному признанию, Иштванфи использовал устные рассказы очевидцев событий (IH, р. 73).