Идеи Реформации
В 30-е — 40-е годы XVI в. в королевстве распространились идеи Реформации — в основном кальвинизма. Они были изложены и развиты в трудах ее ранних представителей — Яноша Сильвестера, Матьяша Девай Биро, Адраша Скароши Хорвата, Михая Стараи, Иштвана Сегеди Киша и Имре Озораи. Господствующий класс решительно расправился с представителями народной реформации — анабаптистами. В 1548 г. государственное собрание постановило изгнать анабаптистов и сакрамептариев из страны (CJH, II, р. 226). Одновременно было принято решение о возвращении католической церкви ее имуществ, замещении вакантных должностей ее иерархов (CJH, II, р. 222-226). Едва ли это постановление выполнялось: не только массы крестьян, но и часть господствующего класса приняли кальвинизм. Догмы венгерского кальвинизма были изложены соборами, состоявшимися в Тарцале в 1562 г., а в особенности — собором в Дебрецене, где епископ Петер Мелиус Юхас положил начало церковной организации кальвинистов в Венгрии (апрель—май 1567 г.). Судя по решениям этих соборов, кальвинизм в Венгрии оказался приемлемым и даже выгодным феодалам и городскому патрициату, не без оснований рассчитывавшим поживиться за счет имущества католической церкви, использовав при этом новое церковное учение в качестве санкции своего господствующего положения. Реформации симпатизировал и король Максимилиан.
Столкновение интересов венгерских феодалов и Габсбургов, обострение отношений между ними было связано и с началом контрреформационной политики Габсбургов, которые в начале XVII в. перешли к осуществлению принципа Аугсбургского мира 1555 г. «cujus regio, eius religio» прежде всего в городах. И ноября 1603 г. было издано королевское распоряжение о передаче евангелического храма в Кашше католическому капитулу, резиденция которого находилась в Эгере. Когда городской совет Кашши отказался сделать это, главный комендант («капитан») Кашши Бар — биано Бельджойозо, применив оружие, занял храм и передал его капитулу (6 января 1604 г.). 8 апреля государственное собрание заявило, что оно возражает против мер, ущемляющих свободу вероисповедания. Тогда представитель короля эрцгерцог Матвей дополнил представленный собранием законопроект статьей, подтверждавшей распоряжения о защите католицизма и запрещавшей государственному собранию обсуждать вопросы церковной политики (CJH, II, р. 954—956).